Тяговая подстанция Т-3 Московского метрополитена

Сегодня мы пойдем к утилитарному зданию: тяговой подстанции Т-3 Московского метрополитена. Зачем? Она же первая!
Когда-то на месте строения 7/10 по улице Большая Никитская стоял монастырь Никиты Мученика, давший ей название. В 1930-е годы монастырский быт был упразднен, сам монастырь разобрали. Узнали, что главный храм, построенный в 1534 году, был весь сделан из итальянского кирпича. А от самого монастыря сохранились лишь небольшой фрагмент монастырской ограды и один корпус келий, занятый с 1990 года Центральным управлением рыбной экологии и нормативов.
В 1933 году начали строить московское метро и его инфраструктуру.
Даниил Федорович Фридман, советский архитектор, входивший в Объединение архитекторов урбанистов (АРУ) получил заказ на строительство этой подстанции. Эти архитекторы-урбанисты были весьма одаренными людьми, которые печатали вот такие воззвания: «В СССР целесообразна деятельность лишь тех организаций архитекторов, которые рассматривают отдельное архитектурное сооружение как часть целого городского организма (АРУ считало себя первой организацией, созданной по этому принципу)». Советский архитектор назывался ими политическим деятелем, активным участником борьбы за «культурную революцию», а задачей урбанизма провозглашалось преодоление «отрицательных сторон города в капиталистической системе» и развитие городов и поселений на основе «социалистического планирования».
Однако все эти декларации никак не сказались на следующем факте: большинство москвичей считает, что в барельефе с правой стороны, где один метростроевец держит рукой черенок лопаты другого, заложен культурный код. Нет, не «сделал сам – помоги другому», а знаменитое трио 1920-х – Осип и Лиля Брик и примкнувший к ним (во всех смыслах) Владимир Маяковский. Ну или наоборот. Сходите, посмотрите. Само здание – замечательный образец ар-деко.