Петербург–Москва: история первых поездов

1 ноября 1851 года началось регулярное движение по железной дороге Санкт-Петербург–Москва. Да, именно так. Москва вернула себе столичный статус только в 1918 году.
В те годы был популярен лубок, на котором были следующие слова: «До чего народ доходит – самовар в упряжке ходит!» Первые поезда встречали и провожали толпы народа. И только вдумайтесь – это было всего-то 170 лет назад!
То есть мы с вами можем отправиться с цветами на Николаевский (он же Ленинградский) вокзал и поздравить дорогу с юбилеем. Только, чур, по одному!
Открытие железной дороги удостоилось объявления в исполнении московского генерал-губернатора (Это как если бы сегодня мэр Москвы объявлял всем москвичам об открытии Большой Кольцевой линии московского метрополитена изо всех рупоров). Московский генерал-губернатор «…объявил жителям, что с первого числа ноября месяца начнется движение по С.-Петербургско-Московской железной дороге, и на первое время будет отходить в день по одному поезду. Пассажиры приезжают за час, а багаж за 2 часа. Доезжают за 22 часа». Сегодня тот же путь мы проделываем за без малого 4 часа.
Первый поезд состоял из паровоза, двух мягких, трех жестких и одного багажного вагонов – всего на 192 человека. Плата за проезд по тем временам была очень высокой: в первом классе – 17 рублей, во втором классе – 13 рублей, в третьем – 7 рублей. Простой люд размещался в товарных вагонах или на открытых платформах, стоило это по 3 рубля с человека. Но даже 3 рубля за 22 часа на открытой платформе – это колоссальная сумма. В середине XIX века килограмм мыла (подчеркиваю – килограмм) стоил 21 копейку, килограмм говядины – 11 копеек, а хромовые офицерские сапоги по индивидуальным меркам – 4,5 рубля. То есть 3 рубля тогда это или 14 кг мыла, или 27 кг говядины, или полусапожки по индивидуальному пошиву. Приобрести билет было тоже не просто: желающий отправиться в Москву должен был предварительно подать в полицию особое прошение и свой паспорт. После проверки личности просителя ему давали разрешение на приобретение билета, а паспорт возвращался обер-кондуктором поезда только на конечной станции, после прибытия. Ну это, чтобы вы не передумали. И не кричали потом в тамбуре – «Остановите паровоз – я слезу». Кстати, тогда публикаций про дебоши на ж/д не бывало – это уже наше время...
Рекомендуем:
-
Каким был Смоленский рынок -
«Кровавый переулок» в Москве -
Пансион, в котором учился Фёдор Достоевский -
Усадьба Петра Дриттенпрейса на улице Радио