Особняк Кекушева в Глазовском переулке

Где в Москве стоит первый в ее истории дом, построенный в стиле «модерн»? Правильно – в Глазовском переулке, 8. Лев Кекушев начал свою архитектурную практику весьма успешно. Заработав первые весомые средства при строительстве гостиницы «Метрополь», он решил строить дом для себя и своей семьи. Как всегда бывает, когда «заказчик» и «архитектор» – одно лицо, Кекушев был свободен в выборе средств и материалов. Получилось довольно необычно. Дом богато декорирован, на одном из фасадов размешено панно с изображением золотого льва – визитной карточкой Льва Кекушева. Немудреное – «лев» – «лев».
А вот над входом в особняк другое панно – рыбки в аквариуме. Подпись под панно – «WW» – это две латинские буквы говорят об авторе – панно изготовлено по заказу и по эскизу Уильяма Валькотта. Это был ученик и младший товарищ Льва Кекушева, который достраивал «Метрополь», после того, как его владелец попал в опалу и под суд, а Кекушев испугался работать без денег.
Почти сразу после постройки особняка, Кекушев продал его фабриканту Отто Листу (как говорят, за тройную цену). И занялся строительством знаменитого на всю Москву дома на Остоженке, со скульптурным львом на крыше. После Листа владелицей особняка в Глазовском переулке стала Наталья Кусевицкая, художница, жена Сергея Кусевицкого – известного контрабасиста и дирижера, музыканта оркестра Большого театра. В 1909 году он создал свой собственный оркестр, после революции руководил симфоническим оркестром в Петрограде, потом эмигрировал в Париж, продолжал свою музыкальную и педагогическую деятельность в Европе и США. Кусевицкий был также основателем «Российского музыкального издательства».
В этом доме бывали композитор Скрябин (он жил после возвращения из-за границы у Кусевицких), поэт Борис Пастернак, а также – композитор и дирижер Клод Дебюсси.
После Революции особняк национализировали и отдали под размещение дипмиссий иностранных государств. Сейчас здесь представительство одной из российских областей. Ну, время такое.