«Москва-Петушки»: литературный маршрут от Курского вокзала

В Москве очень много литературных мест. Порой они не слишком приглядны, но все равно заслуживают нашего внимания. Вот, например, весьма многолюдна площадь Курского вокзала. Тут и несколько станций метро, здание торгового центра (который недавно попытались облагородить с помощью муралов — картин по штукатурке на фасадах), само здание вокзала тоже достойно упоминания — это довольно интересный образец архитектуры эпохи брутализма.
По признанию одного из архитекторов (а работала над самым крупным вокзалом Москвы того времени целая бригада), проект был вдохновлён вокзалом Термини в Риме. Другая же участница архитектурного проекта отмечала, что, по ее мнению, реализованный проект Курского вокзала заимствовал элементы её проекта вокзала в Софии (столице Болгарии).
Новое здание получило 200-метровый остеклённый фасад, разлинованный сеткой алюминиевых переплётов, и оригинальную складчатую крышу с 9-метровым козырьком. Не реализовали две задумки — прозрачные полосы на крыше, через которые свет поступал бы в здание и отделку бетоном в духе конструктивизма.
Старое дореволюционное здание было фактически включено в состав нового, сохранив архитектурный декор в его центральной части, убранство в одном из залов ожидания и фасад, обращённый к железнодорожным путям.
Во времена создания замечательной поэмы "Москва-Петушки" здание Курского вокзала было еще не реконструированным. Как известно, лирический герой поэмы, мучимый похмельем, приезжает в Москву на Савеловский вокзал, затем пытается найти Кремль, но после неудачной попытки принимает решение ехать в Петушки, к любовнице и ребенку. Зайдя в буфет на Курском вокзале, а затем в магазин в 4-м Сыромятническом переулке (он, кстати, сохранился в "советском" виде и является достопримечательностью местности), Веничка садится в электричку.
И вот тут мы читаем важную сцену: едва только начинается движение поезда, Веничка разговаривает с богом. Это ключевой момент поэмы — герой еще не в делирии, он просто не похмелился, на перегоне Москва Курская — Серп и Молот "весь в синих молниях, Господь мне ответил: — А для чего нужны стигматы святой Терезе? Они ведь ей тоже не нужны. Но они ей желанны".
Длина главного хода Горьковского направления железной дороги — 124 км. Герой проделает этот путь, выпивая все, что горит, пытаясь очиститься, понять себя и мир. И пусть сейчас в чести здоровый образ жизни, осваивать московские ландшафты задворок куда как приятнее не только под мерный стук колес Московского центрального диаметра, сколько под качественную литературу.
Сойти можно на платформе "Серп и Молот", "Карачарово", "Чухлинка", "Кусково", "Новогиреево" и на местности обнаружить, что вы все еще в Москве (во-первых), но во-вторых — что кругом полно сюжетов для прогулок. Это и грот в Кусково, и дачная архитектура в Новогиреево, и церковь с конструктивизмом в Карачарово.
И многое уже не литература, а настоящая жизнь. Посмотрите, когда будете гулять.