Московское Инженерное Училище

В 1896 году в Москве было решено открыть новое высшее учебное заведение — Московское Инженерное Училище. Сейчас оно известно как Российский университет транспорта. Московская Городская Дума с самого начала активно и деятельно помогала новому городскому институту. Помещение нашли в самом центре столицы — на Тверской, — арендовав большой дом у В.А. Морозовой, тот самый дом, где был известный светский салон княгини Зинаиды Волконской, где бывал А.С. Пушкин и многие деятели русской культуры.
Помещения, арендованные в этом доме, стали приспосабливать для занятий, обставлять аудитории, устраивать лаборатории, чертежные, оборудовать общежитие для студентов. Для физического кабинета и химической лаборатории Училища все приборы были заказаны за границей. Тогда же начали строить здание на Бахметьевской улице.
За участок казна заплатила 70 770 руб. Проектирование здания было поручено петербургскому профессору И. С. Китнеру. По проекту Китнера здание Училища напоминало Высшую техническую школу в Берлине — Шарлоттенбург: большой продолговатый прямоугольник с тремя внутренними дворами. Главный фасад здания предполагалось обратить к солнечной стороне и выходить он должен был в обширный двор. Постройку намечали закончить к осени 1898 года (правда, закончили только в 1899). Предположительно сооружение Училища вместе с оборудованием оценивали в 900 тыс. руб. Потратили на треть больше.
Почти с самого начала работы училища стали устраивать благотворительные вечера «в пользу недостаточных студентов» (тех, у кого не хватало достатка). В первый раз танцевали в оружейном клубе. Как писали газеты, в вестибюле «обращал на себя внимание инженерный знак из электролампочек, по обеим сторонам которого были помещены большие путейские флаги. Очень красивый вид имело фойе, в котором по стенам размещались щиты с инженерными знаками. Около киоска с фруктами и шампанским были поставлены железнодорожные семафоры с зажженными фонарями».
Устраивались такие балы в залах Дворянского собрания, Купеческого или Охотничьего клубов, входные билеты стоили до 5 руб., но студенты в форме платили лишь 75 коп.
Эти танцевальные вечера каждый раз отличались «железнодорожным» оформлением, красочным и изобретательным, о чем потом долго говорили в Москве. Торговые киоски в залах оформляли в виде сторожевой будки со шлагбаумом или фермы Каширского моста через Оку, громадного транспортира или водокачки, а то и вагонетки с продажей напитков. «устроители бала представляли вид станции Владикавказской железной дороги на фоне гор, где на дебаркадере, освещенном фонарем, была организована продажа цветов». В другом зале размещали крупное панно: «Поезд из темноты, окутанный дымом, мчится по мосту, впереди виден тоннель. Путь освещает могучая рука с ярким светочем. Смысл символический: студент пробивает себе дорогу при свете знаний». Красиво же...