История завода «Салют»

Между старинной местностью Семеновское и Владимирским трактом — проспект. С 1974 года он носит имя маршала Буденного. До этого (с 1922 года) назывался Мейровским (по имени Константина Игнатьевича Мейра – советского ботаника). Идешь здесь и даже, кажется, не знаешь, что еще поведать – кругом промзона. Однако в самом начале этой улицы есть завод «Салют». В советские годы для обеспечения секретности здесь воздвигли цеха по выпуску автомобильных двигателей, а также мясорубок, весов, байдарок и лодочных моторов. Но на самом деле с дореволюционных времен здесь производили авиационные моторы.
Тут вот как дело было. Николай Второй в августе 1912 года выпустил указ о создании авиационного штаба. Немедленно подсуетились французы и создали заводик по отверточной сборке авиационных двигателей. Фирма их носила название «Гном-Рон», а созданный завод нарекли как и двигатель – «Гном». Детали из Франции приходили с перебоями и не всегда были самого хорошего качества. Наши не растерялись и прямо на заводе «Гном» стали изготавливать кустарным способом аналогичные запасные части. А потом в Москву приехал Фёдор Калеп (владелец латышского завода «Мотор») и модифицировал французский мотор и наладил выпуск двигателей собственного имени – Калеп-60, а потом Калеп-80. Цифры в названии – это мощность в лошадиных силах. Перехватил, так сказать, оборонный заказ.
Калеп умер в 1913 году, а французы в спешном порядке стали привозить более мощные моторы и всячески умасливать военное ведомство – приглашали на пусковые испытания, фуршеты да фейерверки организовывали. Хорошо жилось в ту пору в этой местности.
В 1915 году завод «Мотор» из Риги эвакуировали в Москву, а в том же году случился немецкий погром. В те три дня жестокого и беспощадного погрома досталось решительно всем иностранцам. Предприятие «Гном» «прилегло на бок» – но вскоре выправило свое положение, войдя с «Мотором» в кооперацию. К февралю 1917 года выпускали по 5 двигателей в день. В 1917 году французская компания «Сальмсон» построила в Москве еще один завод для авиационной отрасли. Моторы ставились на российские самолеты «Анатра» и «Лебедь 12».
Революция взяла и национализировала все эти заводы, как и всю отрасль. «Гном» стал называться завод «Икар» (как будто не помнили большевики этого древнегреческого мифа), «Сальмсон» стал называться «Амстро», а «Мотор» остался «Мотором». Двигатели все выпускались. В 1941 году на картах летчиков люфтваффе завод «Икар» был Целью № 2, после Московского Кремля. Поэтому его, естественно, эвакуировали. В Куйбышев, ну а потом – вернули в Москву и законспирировали – под завод, где мясорубки и байдарки производят. Назвали тоже – по-французски: «Салют».