Интересные факты о Рождественском монастыре пространстве вокруг него

Вот я однажды задался вопросом, какое здание в Москве (или ансамбль московских домов) чаще других оказывался на произведениях искусства, какое место в Москве воспето художниками больше других. Наиболее узнаваемые шаблоны из кинематографа понятны – Собор Василия Блаженного, Моховая улица, Охотный ряд, Кремль и его соборы... После Чемпионата мира по футболу таким шаблоном стала еще и Никольская улица. Но есть в Москве место, которое изображено сотни (если не тысячи) раз – это пространство вокруг Богородице-Рождественского монастыря и сама обитель.
И тому есть два простых объяснения: на улице Рождественке располагается Московский архитектурный институт. И территория монастыря с 1989 года была передана институту. И все студенты ходили туда на натурную практику. И, естественно, воодушевлялись видами старейшего московского монастыря, известного с 1380-х годов. Второе же объяснение чуть более сложное, но тоже понятное – Рождественка и Рождественский бульвар (которые так называются по имени монастыря) – место типично московское, очень характерное и харАктерное, галерея разновременных архитектурных стилей и людских типажей.
Рождественский монастырь отдельно воспевать не буду – про него книжку писать надо, но отдельные интересные факты сообщу. В нем была пострижена тайно в монахини жена Василия Третьего, мать царевича Георгия – старшего брата Ивана Грозного. Царь прожил долго с Соломонией Сабуровой и брак их был бездетен. Тогда он решился на развод (впервые в истории правящей династии) и сослал ее в монастырь, где она и родила царевича. Но фарш невозможно провернуть назад, поэтому выслали ее еще дальше – в Суздаль. Парень стал разбойником Кудеяром.
В последней четверти XIX века, когда Трубная улица (она выходит на Рождественский бульвар) стала московскими кварталами красных фонарей, нависающий над Рождественским монастырем зеленый дом по бульвару знала почти вся Москва – публичный дом в нем имел негласное название «сестринский». Нет, монашек там не было, конечно, но вот одеяния монашеские барышни с заниженной социальной ответственностью активно использовали. Эта «фишка» наряду с нарочитой покорностью привлекала состоятельных клиентов.
В стенах монастыря и в монашеских кельях были коммунальные квартиры, которые расселили только к концу 1980-х годов. А в 1920-е в монастыре была пересыльная тюрьма... И на картине «Тройка» из учебника мальчики идут как раз около этой монастырской стены. В общем, сходите, посмотрите.
Рекомендуем:
-
Петербург–Москва: история первых поездов -
Усадьба Петра Дриттенпрейса на улице Радио -
Дом в имперском стиле на улице Маршала Василевского -
История одного дома и его хозяина