«Голосовский дом»: яркий пример постконструктивизма

Помните фильм «Покровские ворота»? Ну, конечно, помните. И наверняка знаете, что дом, в котором происходит почти все действие фильма, располагается не на Покровском бульваре, а на Гоголевском. Сегодня же поговорим о доме, который тоже появляется в этом фильме, да и в десятках других. Он с очень характерной внешностью. Раз увидишь — не забудешь.
Он построен архитектором Голосовым и стоит на углу Подколокольного переулка и Рузского бульвара. В специальной литературе чаще всего этот дом называется «голосовский дом». Его еще называют «дом со скульптурами». Построен он для военно-инженерной академии имени Куйбышева.
Историки архитектуры сходятся во мнении, что это — самое значительное произведение архитектора в 1930-е годы, характерный образчик «символического романтизма» в архитектуре и яркий пример «постконструктивизма». Давайте, разберемся, о чем речь.
Илья Александрович Голосов — плодовитый архитектор. С 1919 по 1945 год он преподавал в архитектурных вузах (вместе с Константином Мельниковым — самым значительным архитектором периода русского авангарда). Про преподавание мы не случайно: есть такое крылатое латинское выражение — «Обучая, учимся». Действительно, когда другим отдаешь свои знания, ты вынужден четко мыслить и понятно объяснять, а значит, научаешься выразительно формулировать, доходчиво доносить информацию, иногда приходишь к прозрениям.
Что такое «постконструктивизм»? Это направление в советской архитектуре, переходный стиль между поисками авангарда и так называемым «сталинским» ампиром. Иногда его еще называют «ар-деко» (от французского «декоративное искусство»).
Чем характерно? Сами здания классические, а вот элементы этих зданий — нет. Архитекторы изобретают новые рисунки привычных элементов: были колонны круглыми — стали овальными, были окна только одного рисунка, эти предлагают смешение (квадрат, прямоугольник, круглое окно (даже шести- и восьмиугольное иногда). Делается это, чтобы не было прямых заимствований из классики. Но и от авангарда архитекторы уходят — никаких тебе «шестеренок», домов-тракторов и домов-кораблей, лишенный какого-либо декора, где конструктив — сам себе декор.
Дом, к которому мы сегодня пришли, как раз пример символичного и романтического отношения к классике.
Здание возводилось в два этапа: первый (строение 1 по Подколокольному переулку) завершился в 1934—1936 годах, второй (строение 2 по Яузскому бульвару) — в 1940-1941-м, с существенными отступлениями от первоначального проекта, а обработка фасада была выполнена уже после войны. Главный (торцевой) фасад строения, выходящий на пересечение Подколокольного переулка и Яузского бульвара, имеет вид скошенного угла. По сторонам большого прямоугольного портала с аркой расположены скульптуры, изображающие рабочего с отбойным молотком и книгой и колхозницу с винтовкой и снопом. И это тоже романтика. И своеобразные символы.