Дома-самолёты

В период русского авангарда – единственного архитектурного стиля, в котором мы были «впереди планеты всей» – архитекторы часто строили здания, по форме что-то напоминающие. Шестеренку, звезду, трактор, трамвай, серп и молот, самолет. Самолет, кстати, наверное, самая характерная форма. В Москве насчитывалось пять построенных в этот период домов, которые своими очертаниями напоминали самолет. Согласен, у некоторых — сходство весьма условное: например, у дома-коммуны, возведенного по проекту Ивана Николаева во 2-м Донском проезде, дом 9, или у первого в СССР здания аэровокзала на Ходынском поле.
Однако корпуса Центрального НИИ туберкулеза на Лосином острове (Яузская аллея, 2, стр. 1А) – абсолютная копия самолета: явно видны хвост, крылья, фюзеляж и «кабина пилотов», в которой расположен главный вход в здание. В 2018 году произошло «крушение» пятого дома-самолета – здания бывшего общежития Наркомтяжпрома на Донской улице, 14, стр. 1. Здание снесли, чтобы построить на его месте ЖК «Медный 3.14». Впрочем, и его сходство с летательным аппаратом было приблизительным: этот яркий образец стиля «конструктивизм» был просто построен в виде буквы «Т».
А вот другой самолет разрушать не стали, а, напротив, завели его в реставрацию. Итак, по порядку.
В конце 1920-х годов в молодом СССР было решено организовать строительство Всесоюзной строительной выставки. Ее целью было знакомство граждан страны Советов с размахом социалистического строительства, а также «обмен техническим опытом и техническая пропаганда по всем вопросам строительной техники, архитектуры, строительных материалов и оборудования». В январе 1930-го в московских Хамовниках для воплощения этого проекта выделили участок площадью 80 гектаров. Он занял квартал, огороженный Фрунзенской набережной, первой и второй Фрунзенскими улицами и улицей Большие Кочки (которая в 1958-м станет частью Комсомольского проспекта).
Самым крупным и заметным зданием выставочного комплекса должен был стать главный павильон выставки. Современные исследования показали, что действительный автор проекта – ректор Архитектурного института, ученик Романа Клейна, профессор Генрих Маврикиевич Людвиг.
Конструктивистское здание, решенное им в форме креста и с высоты птичьего полета напоминавшее самолет, тут же получило в народе соответствующее название. Его выпуклый фасад украсил монументальный барельеф с изображением восьми сталеваров. Барельеф отливали из бетона.
Строительство павильона было завершено в 1935 году, в нем разместили экспозицию, посвященную Генеральному плану реконструкции Москвы, а к двадцатилетию Октябрьской революции, в 1937-м, открылась еще и выставка «Индустрия социализма». В 1958 году Всесоюзная постоянная строительная выставка была объединена с Сельскохозяйственной и Промышленной выставками – вместе они стали называться Всесоюзной выставкой достижений народного хозяйства (ВДНХ). Экспонаты переехали на проспект Мира, а в здании главного павильона в Хамовниках обустроились НИИ и КБ Министерства среднего машиностроения.