Дом Палибина — уникальный московский особняк

Недавно закончилась реставрация на Доме Палибина. Это уникальный московский особняк, имеющий имя собственное. Не могу не рассказать про него.
Нам в Хамовники, на тихую улицу Бурденко.
Здание было построено в 1818 году по заказу коллежского советника Гавриила Александровича Палибина, служащего Московской межевой канцелярии. Чин коллежского советника соответствует военному чину полковника или капитана I ранга. К ним обращались «Ваше высокоблагородие». О владельце сохранилось немного сведений: известно, что он был награждён орденами Святого Владимира и Святой Анны, не имел семьи, был небогат. Скончался 24 ноября 1844 года в возрасте 76 лет, похоронен на кладбище при Спасо-Андрониковом монастыре, что довольно далеко от этих мест. Ещё о первом владельце многое говорит следующий факт -- когда реставраторы делали зондажи, они обнаружили, что под обоями (кстати, обои в особняке ручной работы, бумажные) весь дом обклеен письмами просителей из Межевой канцелярии. То есть "наше высокоблагородие" брал бумаги с работы и приносил домой, чтобы сэкономить на подложке для обоев.
Особняк собрали по одному из типовых проектов Экспедиции кремлёвского строения, которую возглавлял архитектор Осип Бове. Это ведомство занималось восстановлением Москвы после пожара 1812 года. Ампирное оформление дома Палибина представляет собой вариант разработанных комиссией «образцовых фасадов», которыми надлежало пользоваться всем застройщикам того времени. В 1816-м император Александр I повелел привести к единообразию пёструю расцветку московских строений и на выбор дал два цвета — зеленовато-палевый «бланжевый» и серо-голубой, или «дикой», в который окрашен дом Палибина. Этот способ строить позволил восстановить Москву за 30 лет после пожара, а в нём тогда сгорело 5/6 города.
Делались типовые заготовки, заказчик получал визу на свое прошение о строительстве, а дальше дело было лишь за тем, чтобы найти бригаду, которая из этого конструктора «Сделай сам» собрала бы дом. Сделано это было нарочно – чтобы не затягивать сроки строительства и исключить воздействие заказчика на архитектора и строителя. Персонализировать дом всё же можно было. На помощь москвичам приходили лепщики и художники по интерьерам. Приходил ты в мастерскую к скульптору, заказывал пару кариатид, несколько масок львов, картуш с античным сюжетом – и «опа». Дело в шляпе.
На красную линию переулка выходит главный фасад особняка длиной в пять окон, центральную часть его венчает мезонин. Под карнизом расположена фантазийная лепнина с орнаментами, пальметтами и мифологическими существами горгонами, ихтиокентаврами (их ещё называют гиппокампами).
А внутри есть чудо расчудесное. Редкой красоты печка, украшенная вручную расписанными изразцами. Один из героев этих изразцов – улан (или драгун). Почему так – расскажу как-нибудь в другой раз.