Братья Диоскуры в Москве

Есть мировые художественные сюжеты, к которым обращались художники разных эпох. Вот, например, история о том, как на свет появились братья Диоскуры... Было два брата-близнеца, Кастор и Полидевк. Именно они изображены на статуях на Аничковом мосту и на Беговой аллее.
Впервые Кастор и Полидевк упомянуты в «Илиаде» Гомера. В «Одиссее» они представлены сыновьями спартанского царя Тиндарея и его супруги Леды. Согласно другим античным произведениям они дети Зевса.
Наиболее распространённой версией мифа о рождении братьев стала история о том, как Зевс, прельщённый красотой Леды, превратился в лебедя и овладел ею. А потом ночью в покои Леды вошёл и законный супруг Тиндарей. В результате у женщины родилось двое сыновей и двое дочерей (Елена и Клитемнестра). Кастор и Клитемнестра были детьми спартанского царя, в то время как Полидевк и Елена — олимпийского бога. В связи с этим Кастор был смертным, а Полидевк — бессмертным. Забеременев от Зевса в образе лебедя, Леда снесла яйцо, из которого вылупились её дети, которые впоследствии, став взрослыми, носили заострённые шапки-пилосы (в виде половинки яичной скорлупы).
Неразлучные братья выросли и стали гордостью своей родной Спарты. По преданию их братские чувства были настолько сильны, что они все дела начинали вместе, никогда не споря о первенстве. Кастор стал знаменитым воином, бегуном и непревзойдённым укротителем лошадей, а Полидевк — лучшим кулачным бойцом. О воинских навыках Кастора свидетельствует тот факт, что он обучал Геракла сражаться в полном вооружении. Оба они выигрывали призы на Олимпийских играх.
Братьев боги вознесли на небо, и они сейчас представлены в виде созвездия Близнецов. Диоскуры олицетворяли собой представление о чередовании мира и войны, дня и ночи, рождения и смерти. Но и сюжету, связанному с их зачатием, посвящено немало произведений. Эта сцена считалась очень эротичной и очень чувственной. Поэтому и в киприотской мозаике, и на фресках в Помпеях, на полотнах Возрождения (да Винчи, Микеланджело и Корреджо), а также в более поздних произведениях – Веронезе и Тинторетто, Буше, Гюстава Моро и Сезанна, Сальвадора Дали и других — мы видим его.
В Москве есть дом, в интерьерах которого сохранилось купленное первым хозяином виллы произведение на этот сюжет. Оно по адресу Нарышкинская аллея, 5.
Барельеф «Леда и лебедь» по мотивам скульптуры Б. Амманати, укрепленный в холле на стене виллы «Черный лебедь» – это все, что осталось от богатейшего собрания Николая Рябушинского.
Николай Павлович Рябушинский — редактор-издатель журнала «Золотое Руно», меценат, художник, литератор, коллекционер, был пятым сыном в семье крупнейшего русского промышленника Павла Михайловича Рябушинского. Не имея склонности к торгово-промышленному делу, вышел из состава «Товарищества мануфактур П.М.Рябушинского с сыновьями» и занялся искусством и чудачествами. Виллу (со всей своей коллекцией) в карты проиграл, а потом она сгорела. До Революции. Но кое-что от нее, как видим, осталось.
Рекомендуем:
-
Вернисаж в Измайлове -
Сергей Третьяков и парк «Сокольники» -
Лианозовы в столице -
Миф об узких московских улицах