Авиационный завод в Филях

Что такое жить на аэродроме? И возможно ли это в Москве? Ну, конечно. Чтобы понять это, нам с вами нужно отправиться на Филевский бульвар.
Взгляните на карту: улица Мясищева – разворотная полоса к ангарам, Филевский бульвар – взлетно-посадочная полоса заводского аэродрома.
Ну а дело было так: в 1915-1916 году из Риги (входившей в состав Российской империи) был эвакуирован автомобильный завод Руссо-Балт. И здесь, в Филях был выпущен первый советский автомобиль. Вы можете поспорить, конечно, и сказать, что история отечественного автомобилестроения ведет свой отсчет от постройки десяти грузовых АМО Ф-15 в ноябре 1924 года. Однако первый советский автомобиль был изготовлен несколько раньше – в октябре 1922 года. И назывался он «Руссо-Балт С24/40».
Значение первых советских автомобилей «Руссо-Балт С24/40», изготовленных в 1922 году в подмосковных Филях, сегодня всячески принижается, поскольку они не вписываются в официальную версию истории отечественного автомобилестроения. Объяснения даются самые разные: мол, и конструкция автомобиля дореволюционная, к тому же заимствованная у бельгийцев (кстати, у АМО Ф-15 конструкция тоже дореволюционная и заимствована у итальянцев), и собраны эти «Руссо-Балты» в Филях сплошь из вывезенных из Риги деталей... Последнее — вообще ложь, так как все детали пришлось делать заново из отечественных материалов непосредственно на местности (эвакуировать склад очень дорого).
Однако, производство автомобилей «Руссо-Балт» ограничилось сборкой нескольких экземпляров и не получило дальнейшего развития, так как завод был перепрофилирован из автомобильного в авиационный. Наверное, поэтому про фотографию 1922 года с надписью «Проводы первого советского автомобиля» все и забыли.
В том же 1922 году Хуго Юнкерс подписал с советским правительством контракт на совместное строительство авиационного завода в Филях. Выпуск серии самолетов Ю-20 был начат уже в ноябре.
А вот заводской аэродром со всеми полагающимися службами ввели в строй в 1929 году. Производственные корпуса располагались тогда ближе к Почтовой (нынешней Новозаводской) улице. Москва-река делает тут гигантскую петлю, и Почтовая словно «отрезала» верхушку этой самой петли в пользу завода № 22.
Взлетно-посадочная полоса в силу «речных ограничений» была не очень длинной — около полутора километров. Взлетали оттуда всегда одним курсом, практически строго на запад, поскольку с другой стороны начиналась Москва. За ВПП местность плавно перетекала в огромный заливной луг (напротив нынешней Карамышевской набережной). На лугу были разбиты огороды, водилась там всяческая живность, да и река полнилась рыбой. Так что заводчанам даже не нужно было «выезжать» по выходным на природу.