На Пасху 1879 года на императора Александра II, который гулял в окрестностях Зимнего дворца, было совершено покушение – Александр Соловьев с довольно близкого расстояния пять раз стрелял в императора, однако, оказался не метким и только прострелил полу шинели. После этого стали везде выявлять неблагонадёжных. Вскоре вышел указ, запрещавший евреям жить в столицах. В результате, Левитан переселился в дачный посёлок Салтыковка.
Дом молодого художника находился прямо возле небольшого полустанка, через который ходили поезда на Нижний Новгород. Левитан часто ходил сюда, чтобы полюбоваться железнодорожными пейзажами, которые навевали ему воспоминания о детстве. Ведь его семья жила в местечке Кибарты в Литве, которое находилось прямо на границе с Пруссией.
Это ли повлияло на выбор сюжета или нет, но Левитан сделал одну из пронзительно реалистичных своих работ – «Вечер после дождя». Ее можно увидеть в репродукциях, так как находится она в частном собрании. Это одна из первых его работ, которая была продана за 40 рублей серебром лавочнику-антиквару Ивану Родионову по прозвищу Саламандра.
Чтобы представить себе картину, дадим слово искусствоведу: «в грозовых сумерках, под низко нависшими облаками к платформе приближался девятичасовой поезд на Нижний. Трёхглазый паровоз бросал столбы сильных широких лучей. Они прокалывали сумерки, нащупывали ближние кустарники, оживляли и заставляли трепетать их в белом переливающемся пламени. Платформа и рельсы, ещё не просохшие от ливня, блестели, блестели лужи, купая в себе дрожащие разноцветные огни».
Левитан на эти деньги снял меблированную комнату на Большой Лубянке. Еще и сдача осталась.
Сегодня платформа Салтыковка, конечно, переделана, но когда-то это было новодачное место и очень узнаваемое.
На Покровке, в Москве, торговал старообрядец – антиквар Иван Соломонович Родионов. Умного и хитрого ловца неопытных людей, предлагающих старинные вещи на продажу, кто-то из шутников назвал Иваном Саламандровичем. Так это к нему и прилипло. Называли и сокращённо «Саламандра».
Антиквар долго разглядывал картину, потом довольно усмехнувшись сказал:
- Действие происходит в Салтыковке. Я узнал. У моего зятя, шапочного мастера там своя дача… Хорошее место Салтыковка… Сорок рубликов дам… Больше не стоит даже на любителя красот деревенской природы... Нажить, пожалуй, не придётся…
Сорок рублей!... Левитан ехал и не помышлял о таких деньгах. Он вообще не знал ни сколько картина стоит, ни сколько следовало просить за неё. Саламандра неторопливо отсчитывал и почему-то одними серебряными рублями. Художник невольно вслед за антикваром называл число. Левитан сунул серебро в карман и выскочил из лавочки с растерянным лицом. Через два шага Левитан уже забыл о Саламандре. Художник помнил лишь, что тяжёлое серебро оттянуло карман. Левитан решил на всякий случай принять меры предосторожности.
Юноша выбрал уединённую скамью на Покровском бульваре, зорко огляделся вокруг и разложил деньги по всем карманам. Художник успокоился, предовольный своей хитростью. Едва ли существовал вор, умевший очищать четыре кармана сразу!