Москва104,7 FM

Рождение московского метрополитена

14/05/2025

Впервые идея построить в Москве метро пришла группе предпринимателей в 1870-е годы. В Лондоне уже работала подземка, на улицах Москвы бывали недетские пробки, да и не всем нравилось наблюдать за перегруженными гужевыми повозками, следовавшими от вокзалов (Санкт-Петербургского, Рязанского и Нижегородского) к Зарядью, где преимущественно и велась торговля.


Инженер Титов предложил проект внеуличного грузового трамвая на конной тяге. Его доклад заслушали в Московской городской думе, порассуждали, но пришли к выводу, что лучше не тревожить кости предков и не тратить деньги на землекопов. Поживем по старому...


Второй раз закинул старик невод... Ой, простите, это из другой сказки. Вторая попытка проложить метрополитен с Центральным вокзалом на Красной площади, металлическими виадуками над рекой и тоннелями в Замоскворечье и до Петровского парка была предпринята в начале ХХ века. Приехали двое питерских предпринимателей и давай

альбомы московским купцам показывать. В городе в тот момент активно шла телефонизация, электрификация, прокладка линий трамваев (вместо конки), телеграф налаживали, водопровод копали, канализацию прокладывали... В общем, депутаты Московской городской думы, конечно были сторонниками прогресса, но в душе не знали, как разорваться между всякими соблазнами — вроде бы только что в землю много денег закопали, возврата ещё нет, а тут опять миллиарды просят. Да и были некоторые огрехи по инженерной части — питерцы не всегда понимают московскую специфику, да и наоборот тоже.


В общем, завернули проект с формулировкой: «Дорогие стартаперы, идите, ещё подумайте». Потом революция 1905 года, стачечное движение, всякие «мутки» и «непонятки», а потом грянула Революция. В общем, не до метро было. В 1918 году Москва вернула себе столичный статус и тут же в неё хлынули со всех сторон страны люди. За 10 лет суточное население выросло на порядок. Да-да, в 10 раз.


В 1923 году к реализации проекта московского метро сметой в 30 млн рублей на правах концессии приступила немецкая компания Сименс Бауюнион, подготовила проект, но стоимость его была оценена как непомерная. 6 января 1931 года Москва встала в лютой пробке. На заседании с разбором полетов было принято решение, что пора уходить под землю. На разработку перспективных планов было отведено совсем немного времени, а вера в силу и крепость советского человека была столь высока, что уже через полгода на Русаковской улице у ямы метр на метр стояла бригада с планами 1923 года (которые остались у российской стороны). Должны были успеть к 7 ноября 1934 года, но фактически сдали объект в феврале 1935 А пассажирское движение началось 15 мая 1935 года. С юбилеем, метрополитен!