Москва104,7 FM

Особняк Маргариты Морозовой

31/10/2022

Смоленский бульвар, а также соседняя улица и площадь получили название от одноименной дороги, которая пролегала в этом районе. Особняк Маргариты Морозовой выделяется на окружающем его фоне фасадной частью, украшенной элегантной полуротондой.

Расскажу вам сегодня о доме, в котором был зал, построенный специально для хранения саркофага с мумией. Да, был в Москве и такой. Ну... Как был? Стоит и сегодня.


Нам на Смоленский бульвар. К зданию рядом с высоткой МИДа, где сейчас располагается Институт стратегических исследований. К дому, известному как особняк Маргариты Морозовой.


Смоленский бульвар, а также соседняя улица и площадь получили название от одноименной дороги, которая пролегала в этом районе. Особняк Маргариты Морозовой выделяется на окружающем его фоне фасадной частью, украшенной элегантной полуротондой.


В начале XIX века на этом месте находилась усадьба супруги генерал-майора Павла Глазова — обер-полицмейстера Москвы и Санкт-Петербурга. Главный дом усадьбы был деревянным, одноэтажным, с мезонином на каменном цоколе и обложен кирпичом. В течение нескольких десятилетий усадьба переходила к разным владельцам, каждый из которых вносил свои изменения в ее внешний облик. В 1879 году владение купил крупный торговец чаем Константин Попов. При нем главный дом и флигели перестроили в кирпиче и увеличили в объеме, а фасады выполнили в стиле неогрек. Проектом руководил знаменитый петербургский архитектор Александр Резанов, занимавший в те годы пост ректора по архитектуре Императорской Академии художеств. Это был не первый опыт сотрудничества предпринимателя и архитектора. Несколькими годами ранее Резанов выстроил для Попова здание Пассажа на Кузнецком Мосту, где в 1882 году открылась первая в столице телефонная станция.


А вот свой нынешний вид здание получило в 1894 году, когда произошла его перестройка уже для нового владельца — фабриканта Михаила Морозова. В качестве архитектора был приглашен Виктор Мазырин, который увлекался Востоком, мистикой и спиритизмом и считал себя реинкарнацией строителя египетских пирамид. В одной из поездок в Египет чета Морозовых приобрела саркофаг с мумией, а Мазырину был дан заказ на постройку под нее зала. Помимо саркофага, в помещении разместили скульптуры сфинксов. Впрочем, в особняке мумия находилась недолго: в 1895 году ее передали в Румянцевский музей, а сейчас она представлена в Египетском зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.


Восточные узоры гостиной напоминали гостям лучшие образцы арабского декоративного искусства. А помещение зимнего сада Морозов приспособил для своей коллекции живописи. В нее, помимо прочих, вошли картины художника Валентина Серова, написавшего портреты самого фабриканта и его сына Мики.


После смерти хозяина его вдова Маргарита Морозова открыла в доме кружок московской интеллигенции, который посещали композитор Александр Скрябин, оперный певец Леонид Собинов, писатель Андрей Белый и другие.

В 1930-х годах здесь открыли филиал Дома пионеров Киевского района Москвы. Ну а сегодня — другие времена.

До перехода на сайт осталось 30