Москва104,7 FM

Как улица Солженицына получила своё название и кто на ней проживал?

02/11/2022

Есть в Москве улица Александра Солженицына. Её переименовывали несколько раз. Успела она побыть и Большой Алексеевской, и Большой Коммунистической, пока в 2008 году не стала носить нынешнее название.

Есть в Москве улица Александра Солженицына. Её переименовывали несколько раз. Успела она побыть и Большой Алексеевской, и Большой Коммунистической, пока в 2008 году не стала носить нынешнее название. Улице с именем, может, и не везло, а вот с застройкой — вполне. Перед нами череда классических московских особняков, многие из которых имеют большое мемориальное значение. Кстати, не все «жильцы» улицы смирились с переименованием. На храме Мартина Исповедника Папы Римского до сих пор можно увидеть табличку с дореволюционным названием улицы.


А напротив храма стоит интересный особняк. Дом 20 по Солженицына. Многие могут решить, что это просто купеческий дом, но это дом народного училища, построенный в то же время, что и храм, к которому оно было приписано. Но обо всем по порядку.


Жил да был в Москве богатый торговец чаем. Звали его Василий Жигарев (встречается и написание через «и» – Жигирев). Купец жил на этой же улице, в доме 29.


Но знаменит Жигарев Василий Яковлевич совсем другим – он Московский городской голова с 1795 по 1798 годы. Да-да. Купец 1 гильдии, московский именитый гражданин, надворный советник.


В московское купечество перешёл в 1763 году из купцов города Кадома (это в Рязанской области, на территории бывшего Касимовского ханства) вместе с братом Гаврилой. Братья Жигаревы вели крупную заграничную торговлю. В 1778 году Василий Яковлевич служил в Сибирском приказе купчиной, а в 1786–1789 – заседателем совестного суда. А в 1795 году стал Московским городским головой. Восшествие на престол в ноябре 1796 года императора Павла I вынудило Жигарева весь оставшийся срок пребывания городским головой готовиться к торжествам по случаю коронации в Москве, строить деревянные триумфальные ворота, заказывать золотые блюда и солонки для поднесения хлеба-соли, покупать дорогую парчу для подарка императрице. Все это требовало крупных денежных сумм, что вызывало недовольство купечества. Именно В.Я. Жигарев возглавлял депутацию московского купечества, которую по окончании коронации принял в Грановитой палате император Павел I. Решил Жигарев и важную для Москвы проблему, в июне 1797 года Павел I разрешил сбор средств среди москвичей на постройку казарм, чтобы освободить жителей от военного постоя.



До перехода на сайт осталось 30