«Смеяться над тем, что смешно, бичевать всё мерзкое, тупое, косное, всё, что уродливым наростом торчит из нового советского быта».
Это – лозунг появившегося в 1923 году Театра сатиры.
Очень интересна история его возникновения, да и здания, в котором он располагается.
Летом 1923 года у группы энтузиастов, состоящей из сатириков журналов «Красный перец» и «Крокодил», режиссёров и актёров театра-кабаре «Летучая мышь» и камерного театра миниатюр «Кривой Джимми» появилась идея организовать сатирический театр. Появилась – приступили. Уже через год вовсю с успехом шли спектакли, основанные на сюжетах из повседневной жизни. Театр находился в Большом Гнездниковском переулке, затем «путешествовал» по Москве -- был и на 1-й Брестской, на Малой Бронной. В годы Великой Отечественной войны, разделившись на бригады, труппа колесила по фронтам.
Затем в популярности театра наступило некое затишье, из которого они вышли благодаря Владимиру Владимировичу. Маяковскому. Эльза Тироле, французская писательница, сестра Лили Брик и одна из возлюбленных поэта, писала в 1950-е годы:
«Много я видела радостного в Москве. Жизнь хорошеет, веселеет… В области искусства особенно порадовала «Баня» в Театре сатиры. Итак, неудача, которую Маяковский потерпел в театре четверть века тому назад, оказалась всего лишь сражением, потерянным на пути к победе: оказалось, что «Баня» великолепно доходит не только до читателя и слушателя, но и до зрителя. Оказалось, что каждое слово диалога перелетает через рампу и попадает в цель без промаха. Доказала это постановка Театра сатиры».
В 1960 году театр перебрался на Триумфальную площадь, а памятник Маяковскому здесь появился немногим раньше. Памятник поэту был заложен на площади Маяковского ещё перед Великой Отечественной войной — в апреле 1940 года. Работа была прервана войной. В начале 1950-х снова объявили конкурс. Выставка проектов памятника прошла в Москве в 1953 году в залах Исторического музея.
Александр Кибальников работал над скульптурой Владимира Маяковского шесть лет, и к 1958 году она была готова. Чтобы выбрать оптимальное расположение памятника на площади Маяковского, был изготовлен его деревянный макет в натуральную величину, который перемещали по площади.
История здания началась в 1911 году. Его построил архитектор Богдан Нилус, мастер московского модерна для семьи цирковых артистов — братьев Никитиных. Цирк просуществовал в этом здании до середины 1920-х годов. Потом там размещались Московский мюзик-холл и Театр оперетты. В начале 1960-х здание перестроили: сделали артистические комнаты, оборудовали наверху репетиционный зал, уложили мраморные полы в вестибюле, на сером фасаде разместили надпись «Театр сатиры» и четыре раскрашенные маски. Вчера объявили о том, что здание будет реконструировано, однако купол 1911 года оставят.