Москва104,7 FM

анонс

История строительства Главного Здания МГУ

13/09/2023

70 лет назад в сентябре 1953 года открыли Главное Здание МГУ.

Проект административно-жилого здания на Воробьёвых горах (а тогда на Ленинских горах) начали разрабатывать сразу после Великой Отечественной войны. В сентябре 1947 года в восьми местах столицы заложили капсулы с обещанием построить на месте закладки высотное здание. Почему в восьми? Потому что Москва отмечала в том сентябре 800-летие упоминания в летописи. Каждая из построенных семи высоток (а восьмую в Зарядье так и не построили) представляет собой шедевр так называемого советского ампира и инженерный прорыв. Например, высотку на Красных воротах строили под наклоном – из-за несогласованности действий двух ведомств. Необходимо было проложить второй эскалаторный спуск на станцию метро «Красные ворота» (тогда «Лермонтовскую»), а строительство высотки было уже начато. Её срезали с фундамента, продолжили строить, а когда метростроевцы ушли с объекта, «посадили обратно». Были разработаны специальные клеевые составы, чтобы держать облицовочный камень на большой высоте, запустили в производство опробованные на строительных площадках московских высоток самовозводящиеся краны, бетононасосы, элементы каркаса, разборные опалубки...


Изначально проектировал высотку МГУ Борис Иофан. Это был архитектор, обласканный властью, построивший знаменитый Дом на Набережной, павильон СССР для Всемирной выставки в Париже 1937 года и выигравший конкурс на строительство Дворца Советов на «Кропоткинской», на месте Храма Христа Спасителя.

Он придумал, что вместо звезды будет площадка, на которой будет стоять огромный Михайло Васильевич Ломоносов. Представляете себе? Сейчас высота здания со шпилем – 240 метров. Вместо шпиля стоял бы 30-метровый академик. И смотрел бы на всю Москву.


Но работа над проектом не задалась из-за принципиальности самого архитектора: он мечтал поставить дом над обрывом. И пусть все учёные говорили, что это не верно, что вся постройка попросту «сползёт» в реку, он настаивал.


На стройку был запланирован такой бюджет, что хватило бы построить пару подмосковных городов типа Ногинска или Бронниц, или Электростали. Видимо, поэтому, не желая дискредитировать идею падением высотки, приняли решение Иофана отстранить от строительства, а на его место привести Льва Руднева. Лев Руднев учился у Бенуа и Фомина, много строил в СССР (например, Общевойсковая академия имени Фрунзе, дом на Гончарной улице для генералитета, станция метро «Павелецкая»), а ещё был очень талантливым дизайнером – именно он придумал внутреннее пространство знаменитых теплоходов проекта «Аджария»: «Крым», «Грузия», «Абхазия», «Аджария», «Украина» и «Армения».


Так как сам он учился в Санкт-Петербурге, считается, что его творческая подпись у здания – знаменитые ростральные колонны.

До перехода на сайт осталось 30