Расскажем вам об отечественном самолётостроении. И об одном случае на Ходынском поле.
В 1913 году Москва широко отмечала трехсотлетие дома Романовых – у Белорусского вокзала по проекту архитектора Кекушева выстроили царский павильон, к событию приурочили выход большой номенклатуры разнообразной продукции, например, фабрика Сиу (после революции «Большевик») презентовала печенье «Юбилейное», которое без изменения рецептуры выпускается до сих пор и есть у каждого дома.
И везде были торжественные смотры чего-нибудь. Ткацких машин, автомобилей и... самолетов.
В 1912 году в Санкт-Петербурге на авиационном отделении завода «Руссо-Балт» началась работа по постройке первого в мире тяжелого самолета с четырьмя моторами. Сикорский конструировал самолёт с 1911 года, в то время, когда ни один самолёт не мог поднять больше 500 кг. Многие эксперты предрекали проекту провал. Сам самолёт строился зимой 1912—1913 годов, назывался «Le Grand» (фр.: Большой). Исходно предполагались два мотора с толкающими винтами, потом число моторов удвоили — четыре двигателя двумя тандемами: один — толкающий, другой — тянущий. Уже в 1913 году Сикорский решил применить только тянущие винты, переместив все двигатели на переднюю кромку нижнего крыла. Таким образом все четыре двигателя распределились по размаху передней кромки нижнего крыла, а для необходимого в ту пору обслуживания двигателей в полёте на нижнем крыле предусмотрели проход. Самолёт построили в авиационном отделе Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге в начале 1913 года. Отдельные агрегаты и узлы самолёта изготавливались на самом заводе. Окончательная сборка – на аэродроме. В мае 1913 года самолет был переименован в «Большой Русско-Балтийский», а в конце июня — в «Русский Витязь».
Самолет очень примечательный – четырёхмоторный многосекционный биплан с крыльями разного размаха. Его фюзеляж с деревянной рамой и фанерной обшивкой был похож на трамвайный вагон. Были предусмотрены две пассажирских кабины и камера хранения запасных частей. Спереди — открытая площадка с прожектором и пулемётом.
2 августа 1913 года на нём установлен мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 мин.
В дни празднования юбилея правящей династии в Москве проходил 3-й смотр авиационной техники. На Ходынском аэродроме. Витязь привезли на поезде и собрали, приготовив к полету.
И вот… 11 сентября 1913 года сорвавшийся с пролетавшего над «Русским витязем» самолёта «Меллер-II» двигатель упал на левую коробку крыльев, сильно повредив её. Самолёт не стали восстанавливать. К тому же дерево его конструкции успело отсыреть, что вызвало сомнения в прочности. А уже к концу октября 1913 Сикорский построил самолет «Илья Муромец».