В Московском метро, которое отмечает в этом году 90 лет, много разных станций. Есть памятники, есть богато декорированные, есть бедно. Есть типовые, есть по индивидуальному проекту. В 1960-1970 годы по распоряжению Хрущова на всём экономили. Но даже в этих условиях, создавая станцию «сороконожку» архитекторы сумели сделать нечто необычное на одной из них.
Мы говорим сейчас об «Октябрьской» (радиальной). На улице Большая Якиманка расположен её камерный входной павильон. Это необычно — не пешеходный переход с «дыркой» в метро, а самостоятельный павильон с интересным декором наружных стен. Большой козырёк, геометрия на стенах, а внутри — круглый зал. Эскалаторный спуск в целях экономии сделали уже, чем обычно. На метр. Что якобы позволило сэкономить до 25 % стоимости такого сооружения. Сама станция — глубокого заложения: она под землей на 50 метров.
В оформлении самого подземного павильона нет, вроде бы, ничего особенного, ан нет — нет, например, привычных люстр: светильники скрыты за отделкой колонн и светят на потолок, что создаёт особый рисунок освещения — иногда флюоресцентные лампы жёлтые, иногда холодные белые и это чередование световых пятен на потолке создает особый ритм, когда, например, идёшь на богато декорированную станцию «Октябрьская» Кольцевой линии. Разница по времени постройки — 12 лет. На кольце — дворец, на Калужско-Рижской линии — не совсем. На кольце в 1950 году архитектор Поляков создал почти храм: ряды факелов ведут к закрытой торжественной оградой в стиле ампир апсиде с предполагаемым алтарём — нише с голубым небом, призванным отобразить «светлое будущее» страны. Темой вдохновения была память о погибших в Великой Отечественной войне. Кстати, у станции есть «близнец» в советском метрополитене — в Санкт-Петербурге станция «Пушкинская» сделана тем же архитектором, только вместо ниши с небом стоит Александр Сергеевич Пушкин.
Контраст между Кольцевой линией и радиальной поразителен. На рыжей ветке путевые стены отделаны простой чёрной и белой плиткой, колонны основного зала серым и жёлтым мрамором. Однажды на этой станции метро произошел уникальный случай: в 2003 году утром к станции приблизился 61 состав... Он шёл медленно, со скоростью около 5 км/ч. Диспетчер несколько раз спросила машиниста, что случилось... Тот открыл двери и несколько раз повторил: «Диспетчер! Машинист 61 маршрута! Вас понял. Машина исправна!» Дежурная по станции сообщила, что состав въехал на станцию не полностью и последний вагон стоит с открытыми дверьми, а машинист из головы поезда идёт к хвосту, оставив поезд без управления. Там его и приняли сотрудники милиции: выяснилось, что он мертвецки пьян.
Весь этот водевиль привёл к задержке движения на полчаса. Пассажиры так и не поняли, что это было... Табличку на станции о таком событии тоже никогда не поставят. Но мы вот думаем, что именно привело этого человека к такому решению? Желание попасть в историю? Или серые будни?