Москва104,7 FM

История московской улицы: Бутырская

01/04/2024

Прогуляемся немного по Бутыркам. И начнем со старинного вокзала: Бутырского. Он же Савеловский.


Инициатором строительства вокзала в 1897 году был Савва Иванович Мамонтов, председатель правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. Железная дорога должна была соединить Москву с селом Савёлово на Волге для ускорения транспортировки грузов. Путь построили достаточно быстро, а вот вокзал открыли только 23 марта 1902 года. Изначально вокзал назывался Бутырским и представлял собой одноэтажное здание, с двумя этажами в центре, где располагались квартиры служащих, причем парадный вход находился со стороны, противоположной площади. В 1980-е годы вокзал перестроили. Квартир там нет, конечно. Сохранилась старинная водонапорная башня на задворках вокзала – ее видно с платформ.


От площади Бутырская застава в сторону Петровской сельскохозяйственной академии (теперь она Тимирязевская) шел трамвай. Особенный – на паровой тяге. В 1886 году Бельгийское общество конно-железных дорог открыло движение составов на паровой тяге от Бутырской заставы до Петровской сельхозакадемии. Первый вагон-локомотив тянул от двух до шести небольших вагончиков, по размерам и вместимости напоминающих вагоны нынешнего монорельса. Проект был экспериментальный, решал локальную задачу перевозки дачников и студентов и дальнейшего развития не получил. Ещё одна линия связала Калужскую заставу и Воробьёвы горы, а в 1922 году «паровичок» был вытеснен электрическим трамваем.


На Петровской линии было установлены следующие остановки: Бутырская застава (ныне здесь Савеловский вокзал); Бутырская ул. (близ 4-Вятского пер.); Бутырский хутор (у нынешней начальной остановки 27 трамвая); Соломенная сторожка (близ дома 2 по Ивановской ул.); Ивановский пр. (у дома №9 по ул. Дубки); Петровская академия (у дома №50 по Тимирязевской ул.). В начале XX столетия открыли остановку Пышкин огород, близ дома №3 по ул. Костякова.


А названия «Пышкин огород» и «Пышкино поле» фигурировали даже в 1950-е годы для обозначения местности. Когда-то здесь действительно были огороды Пышкиных.

В этой местности только на первый взгляд нет ничего привлекательного. Если ехать не на трамвае, а посвятить несколько часов прогулкое пешком, можно увидеть и конструктивистские дома -- например НИИ Холод – место, где придумывали холодильники, или клуб фабрики «Свобода» треста «ЖирКость» на Вятской улице, или стекольное производство Дютфуа – это там, где сейчас дизайн-завод «Флакон», церковь, построенную по проекту Федора Шехтеля и Тимирязевскую опытную лесную дачу (так правильно называется Тимирязевский парк) с домами 1920-х годов постройки по ее краю. Кстати, их построили для работников академии по проекту знаменитого автора «чайного дома» Карла Гиппиуса.

До перехода на сайт осталось 30