Москва104,7 FM

История мануфактуры росписи фарфора в Архангельском

16/06/2025

Сегодня можно приобрести редкой красоты альбом, посвященный изделия «фарфорового заведения» в Архангельском.


Дело было так — в усадьбе Архангельское в первой трети XIX века по повелению владельца усадьбы (коллекционера, мецената и очень «продуманного» предпринимателя) князя Николая Юсупова (1750-1831) было основано предприятие по росписи фарфора. Строить целиком завод Юсупов не стал. В 1814 году он устроил в Архангельском мануфактуру, на которой, аналогично его другим предприятиям (оркестрам и театру), работали прошедшие специальную выучку крепостные крестьяне. Юсупов организовал «живописное заведение» — школу, где преподавали французские мастера, лучших учеников посылали продолжать обучение в Санкт-Петербург. Школой руководил французский живописец Н. де Куртейль (Куртей), с 1822 года — мастер из Севра Огюст-Филипп Ламбер. Бельё (то есть сами изделия) он заказывал или в Санкт-Петербурге или во Франции, а у себя на местности выбрал самых способных крепостных, учредил художественную школу, обучил всех и запустил предприятие в работу. Ну а что — удобно: опасное производство, сроки и риски — всё на других, людям на работу ехать не надо: пешком дойдешь, новые рабочие места созданы. Сплошное удовольствие и прибыток. К тому же Николай Борисович Юсупов, помимо работы в Дирекции Императорских театров, с 1789 года управлял петербургской Шпалерной мануфактурой, а в 1792-1800 годах заведовал Императорскими Стеклянным и Фарфоровым заводами — был человеком опытным, с тонким вкусом и талантом организатора.

 

Богато иллюстрированный альбом с каталожными данными знакомит читателей с фарфоровыми изделиями, ставшими антикварными раритетами, и собирает вместе серийные предметы, разбросанные по различным собраниям (тарелки серий «Розы», «Виды села Грузина», серии чашек и т. д.), а также демонстрирует ранее неизвестные отдельные вещи и сервизы завода Юсупова. В общем, вещь! Для тех, кто понимает, конечно. Кстати, на очень многих изделиях изображены (немного наивно, но всё же) виды окрестностей и постройки Архангельского.


Строить завод полного цикла Юсупов не захотел, а тягу к прекрасному и уникальному реализовал в полной мере. В малом дворце Каприз в апреле этого года открылась выставка, где представлено 118 произведений: вазы, предметы из Кабинетского сервиза, выполненного на излёте эпохи Екатерины II, Юсуповского сервиза и необыкновенно изысканные дежёне (сервизы для завтрака) царствования Павла I. В общем — надо успеть посмотреть. Это коллаборация музеев: большая редкость и исключительная ценность.