Москва104,7 FM

История дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке

17/07/2024

История, которая случилась в Москве на Большом Гнездниковском переулке.


Хотя, пожалуй, по-другому.


История эта началась в ноябре 1878 года. Известный русский дирижёр и пианист Шостаковский открыл в Москве частную музыкально-театральную школу. Через 5 лет её переименовали в музыкально-драматическое училище. А в 1886 году по своему значению училище приравняли к консерватории. Целое десятилетие в училище преподавал Немирович-Данченко. А когда в 1898 году появился Московский Художественный театр, ученики Немировича-Данченко – Книппер-Чехова, Мейерхольд, Москвин, а также труппа актеров во главе с Константином Станиславским обосновались на сцене в Большом Гнездниковском переулке (правда, тогда, когда был какой-нибудь юбилей, капустник или театр «Летучая мышь» уехал на гастроли).

А дело было так. В 1913 году известный московский архитектор Нирнзее построил в Большом Гнездниковском переулке высотный дом. В течение почти 25 лет этот московский тучерез считался самым высоким жилым домом в городе.


Его иногда ошибочно называют первым, однако, на Красных Воротах на 5 лет раньше появился дом высотой в восемь этажей. Он и сегодня сохранился, его можно увидеть рядом с высоткой Министерства путей сообщения. Но вернёмся к театру.


В проекте архитектора было предусмотрено сразу две театральных площадки – на крыше и в подвале. В Москве только 115 дней в году солнечно, поэтому от площадки на крыше довольно быстро отказались, а в подвал заехал знаменитый в Москве театр кабаре «Летучая мышь». Меценат Никита Балиев с 1915 года привечал с удовольствием на этой сцене мэтров столичного театра - Станиславского, Немировича-Данченко, Вахтангова. Кабаре выросло из капустников Художественного театра, а Станиславский в шутку называл себя крёстным отцом «Летучей мыши».


Первое представление театра состоялось в 1915 году, в сентябре, в присутствии Максима Горького и других известных гостей. Фойе расписал известный московский художник Сергей Судейкин, кстати, занавес сделали тоже по его эскизам, а в оформлении использовали гирлянды из живых роз.


Здесь же выступал Александр Вертинский, а если вы никогда не бывали в этом подвале, то уж на крыше бывали точно. Вспомните объяснение мымры и Новосельцева... Они как раз на этой крыше.


А теперь к истории, она не про Вертинского, и даже не про Станиславского.


«На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день. Это была высшая точка – верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирензее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краёв видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков...»


Так про Москву в 1920-е написал... Михаил Афанасьевич Булгаков...

До перехода на сайт осталось 30