В далёком 1989 году вышел альбом Жанны Агузаровой «Индустрия». В заглавной (одноименной) песне Жанна Хасановна нашла несколько очень удачных образов. Вслушайтесь: «лифты движутся как сонные пули», «дома похожи на белые ширмы», «а мы с тобою как в рекламном фильме — бумажный шелест в городской пустыне». С той поры минуло много лет. Но недавно я обратил внимание на то, что в центральной части города мы все ещё можем увидеть эти зарисовки.
К примеру, в 1970-1980-е годы Карачаровский механический завод наладил выпуск наружных лифтовых шахт для установки на фасады домов дореволюционной постройки, ранее не оснащённых лифтами. Такая серая гусеница, приклеившаяся к дому. У неё есть очень неприятная особенность — с годами слои асфальта увеличиваются и человек, идущий по улице, неуклонно приближается к нижнему краю. Может, если засмотрится в гаджет, снести себе полчерепа на полном ходу. Так вот, лифт следует очень медленно, с характерными щелчками прохода стопоров через этажи. И свет в нем горит только если в кабине есть пассажир.
Про белые ширмы — тут тоже все понятно. И теперь это уже центральная часть города, а не спальные районы. Речь о панельных домах серий II-32, II-47, П-44 и им подобных — 9, 12, 16 этажей, одно- или многоподъездные. Редкая зелень в палисадниках, ветер гоняет бумажки с площадки ТБО, скрипят качели на детской площадке. Зима. Невольно почувствуешь себя шелестом в городской пустыне.
В этой же песне упомянут один из элементов индустриального облика, который стал очень редким в современной Москве. Я говорю о трубе. О трубе фабричной и теплостанции, трубе водосточной (чтобы можно было на чем сыграть ноктюрн) и трубе котельной. Раньше в Москве почти в каждом квартале была своя труба котельной. Были и сотрудники ЖКХ — кочегары. Не все дома в Москве раньше снабжались централизованно теплом. Вообще история централизованного тепла — это только последние 20 лет ХХ века.
А сегодня в Москве реализуется концепция «чистое небо». Иногда мне кажется, что для того, чтобы не надо было тратить время на обработку фотографий для публикации в социальных сетях. И портрет города теперь уже не индустриальный. Коммуникации прячутся под землю, архитекторы планируют фасады домов так, чтобы жителям не нужно было заморачиваться остеклением балконов и монтажом блоков кондиционеров. Нужно искать новые образы для описания ощущений жителя разноцветных домов с композитными фасадами.
Какие песни поем все вместе? Ну, конечно, про любимый город.