В древнерусской архитектуре есть особая форма культового здания — шатровая церковь. Традиционно считалось, что первым таким храмом стала церковь Вознесения в Коломенском, однако исследователи часто спорят о датах и сейчас думают, что хоть церковь в Коломенском и объект всемирного наследия ЮНЕСКО, на 20 лет раньше построили храм в Александровой слободе для великого князя Василия III. Но до Александрова далеко, Троицкая церковь сейчас не действует, и есть шатровые храмы и ближе. К тому же — с очень любопытной историей.
Эта церковь в Москве, эта церковь никогда не прекращала работать с момента своего основания в 1620-е годы. Она в какой-то мере отсылает нас к образу собора Покрова на Рву (он же храм Василия Блаженного). Даже можно сказать, что она копирует центральный придел этого собора. И ещё — это последний одношатровый храм, построенный до запрета патриарха Никона. Никон запретил строить такие церкви 372 года назад. А они не имели аналогов в Европе, в каком-то смысле отсылали к древнерусскому зодчеству — деревянным шатровым церквям, которые ещё можно видеть на русском Севере — вокруг Тотьмы, Каргополя, Вятки.
Дело тут вот в чём. В конструкции. Когда строишь из дерева — проще другого на четырехугольное основание поставить восемь столбов, соединённых на одном конце и обшить их по кругу досками и лемехом. И будет своеобразная пирамида. Иногда ее закрывали от основного объёма, чтобы дождь через щели в досках не капал, ну а иногда расписывали. В каменном строительстве шатёр позволил отказаться от опорных столбов, затемняющих внутреннее пространство храма. Нижняя его кромка, опираясь на стены, оставляла объём церкви свободным для световых потоков, что создавало особенную торжественную атмосферу внутри храма.
Так вот, в 1635 году князь Дмитрий Пожарский, освободитель Москвы от польских интервентов, в старинной местности своего отца, на правом берегу реки Яузы, чуть выше впадения в неё реки Чермянки, построил храм, для которого отлил особый колокол в память освобождения Москвы от поляков. После смерти наследников Пожарского село Медведково перешло к фавориту царевны Софьи — Василию Голицыну, который тоже много чего сделал для храма. Например, пригласил лучших мастеров Оружейной палаты для росписи и украшения иконостаса. И царевна тоже пожаловала Медведковское напрестольное Евангелие 1681 года с миниатюрами, выполненными, согласно преданию, ею лично. Евангелие, правда, с приходом большевиков пропало.
Сегодня храм продолжает работу, и, кстати, тут находится список с особо почитаемой в Польше (как католиками, так и православными) ЧенстохОвской иконы Божией Матери — по преданию этот лик апостол Лука написал на столешнице от стола, за которым сидела Богородица. Её ещё (из-за почерневшего лака) называют «Черной Мадонной». Одигитрия эта... Хотя, впрочем, это уже другая история. Поезжайте в Медведково — посмотрите.