Москва104,7 FM

анонс

Дмитров

26/08/2024

Филипп Смирнов ни в коей мере не претендует на то, чтобы стать тревел-экспертом номер 2 на «Радио 7» — на то есть прекрасная коллега Ольга Яковина, которая, бесспорно, номер один в этой теме, но Филипп должен сообщить вам прелюбопытный факт не про московские территории, а про славный город Дмитров, что буквально в часе езды от столицы в лесном и болотистом краю. В этом славном городке сохранились валы и укрепления XII века, часто бывали цари и важные люди, пару лет проживал анархист Петр Кропоткин (и мемориальная квартира — замечательный пример научной реконструкции), а еще есть три улицы, которые носят типично столичное название и связаны с подземкой.


Улица Метростроевская, улица Метро и Метростроевский переулок -- вот эти три названия.


В 30-е годы теперь уже прошлого столетия, когда в Москве строились первые ветки метрополитена, для той стройки требовалось огромное количество так называемых нерудных материалов: песка, гравия, щебенки – основы для бетонирования тоннелей.

На восточной окраине города Дмитров, между строившимся тогда поселком имени Горького и деревней Одинцово, находился песчано-гравийный карьер, где как раз и добывались эти материалы. От карьера до железной дороги на Москву была проложена узкоколейная железнодорожная ветка. Она шла по дну оврага, вдоль речки Хамиловки, и по ней паровоз с прицепленными к нему вагонетками перевозил песок и гравий на перегрузку в специальные платформы. Еще в 1940-е годы эту ветку сняли, осталась только грунтовая дорога, а теперь там проходит объездное шоссе вокруг города.

Песчано-гравийный карьер находился в районе теперешнего завода МЖБК, немного дальше к востоку. От тех времен сохранились старые улицы с характерными названиями: Гравийная, Песчаная, Заводская, позже появились Высоковольтная, Мостовая.

Название «Песчано-гравийный карьер» нигде не упоминалось, его знали только местные жители. Он находился в системе ГУЛАГа – ДМИТЛАГа – и был «номерным»: № 24. Была у него и примитивная инфраструктура – медпункт и клуб с кинозалом и танцплощадкой. Барак с простыней в одной из комнат и дощатой верандой. Он как раз находился на Метростроевской улице.

После пуска метро карьер продолжал вырабатывать нерудные стройматериалы уже для другой, не менее значимой для страны стройки – канала Москва-Волга. В строительстве многих инженерных сооружений канала, кстати, принимали участие те же архитекторы, что и при строительстве московского метро. Например, Кринский Владимир Федорович – по его проектам были созданы станция метро «Комсомольская» Сокольнической линии в Москве, а также шлюзы №7, 8 и тоннель Волоколамского шоссе канала Москва-Волга. Материалы об этом можно увидеть в музее-заповеднике «Дмитровский кремль». Например, здесь есть блок спичечных этикеток «Станции московского метро», выпущенных к 10-летию события и фотооткрытки с изображением объектов канала – «Тоннель Волоколамского шоссе» и «Мост Калининской железной дороги через шлюз №8» из комплекта открыток ««Канал Москва – Волга» НКВД СССР 1933-1937».

До перехода на сайт осталось 30