Сегодня отправимся на место, где в Крещение обязательно сделают прорубь. На самый большой пруд Москвы. Он — рукотворный. И известен как минимум с 1600 года. Мы говорим сейчас о Борисовских прудах или Борисовском пруду (ранее Царёвоборисовский, Цареборисовский пруд) — искусственный водоём в пойме реки Городни в Южном административном округе Москвы. Находится на территории районов Орехово-Борисово Северное и Москворечье-Сабурово, граничит с районом Братеево.
А история вот такая...
Подарил царь Фёдор Иоаннович Борису Годунову земли на юго-востоке от Москвы. Сельцо Борисово. Впервые село упоминается в писцовых книгах 1589 года, однако, в приходских старообрядческих книгах сказано, что ещё до этого здесь было церковное место, возникшее в XII веке, а сельцо называлось тогда Овражки. В 1591 году из Крыма на Москву совершил набег крымский хан Газы Герай. После схватки с войском Бориса Годунова, он повернул назад. В приходских книгах сообщалось, что за эту победу царь Фёдор Иоаннович пожаловал Годунову в
вотчину 32 селения, и в их числе Овражки. Считается, что тогда село и стало называться Борисовым.
Впоследствии там был установлен памятник с надписью: «Село Борисово, принадлежащее боярину-правителю Борису Годунову». В 1935-1940-х годах памятник снесли. В 1598 году Годунова избрали московским царём. Предположительно, в это время он начал возведение плотины на речке Городенке силами своих «дарёных» крестьян села Борисова. Городенка начиналась у нынешней станции метро «Новоясеневская», текла мимо сёл Покровское и Чёрная Грязь (позднее Царицыно), деревень Хохловка и Шипилово, дальше мимо Борисова и впадала в Москву-реку рядом с селом Беседы. В 1600 году плотина из белого камня была завершена и прозвана Цареборисовской или Годуновской. Её сооружение привело к подтоплению пойменных лугов и Каширской дороги, которая тогда проходила по дну нынешнего Нижнецарицынского пруда. Поэтому через образовавшийся пруд была построена паромная переправа, функционировавшая вплоть до XX века.
В пруд запустили осетров, судаков, лещей, белуг, карасей, окуней и стерлядь. Эта рыба подавалась к царскому столу, и посему местным жителям строго-настрого запрещалось её ловить для своих нужд. За состоянием пруда следили «плотинных дел подмастерья» и сторожа. Кстати, их услуги оплачивались для нашей поры довольно оригинально: вместо денег они получили пашни, огороды и сенные покосы, с которых, собственно, и кормились.
Рядом с водоёмом имелся дивный фруктовый сад. Для его обустройства власти нанимали лучших садовников.
В годы коллективизации деревню переименовали в колхоз Красные всходы. В 60-е годы ХХ века эту территорию включили в состав города. А плотину реставрировали дважды, но по году создания — это одно из самых старых инженерных сооружений города.