Есть в Москве дом, про который все как бы знают, но который, в то же время, окружен огромной завесой тайны. И мало кто в нём бывал.
Светлана Аллилуева так пишет о нем: «Что было приятно в этом доме, это его чудесные террасы со всех сторон, и чудный сад. С весны до осени отец проводил дни на этих террасах. Одна была застеклена со всех сторон, две — открытые, с крышей и без крыши. Особенно он любил в последние годы маленькую западную терраску, где видны были последние лучи заходящего солнца. Она выходила в сад; сюда же в сад, прямо в цветущие вишни, выходила и застеклённая веранда, пристроенная в последние годы...
...повсюду в саду, в лесу (тоже прибранном, выкошенном, как в лесопарке) там и сям были разные беседки, с крышей, без крыши, а то просто дощатый настил на земле и на нём столик, плетёная лежанка, шезлонг, — отец всё бродил по саду и, казалось, искал себе уютного, спокойного места...»
Архитектор Мирон Мержанян построил дачу близ Давыдково и Волынского. Вождю дача понравилась своей скромностью и функциональностью. Выполненная в стиле конструктивизма как раз в то время, когда с благословения Сталина началась борьба с формализмом и конструктивизмом в искусстве, эта дача получила название Ближняя дача. До этого Сталин пользовался дачей в Успенском.
Один из исследователей так описывает пребывание Сталина на даче: «В углу веранды слева от входа стояла железная лопата с отполированной ручкой и хранился в большом шкафу прочий садовый и огородный инвентарь Сталина. Он любил ухаживать за розами, яблонями, посаженными на берегу пруда, развёл небольшой лимонарий и даже выращивал… арбузы».
В августе 1942 года именно на этой даче жил Уинстон Черчилль, о чём вспоминает в своих мемуарах. Во время Великой Отечественной войны к даче неоднократно пытались пробиться вражеские диверсанты — однако охрана предотвращала покушения еще на дальних подступах.
А теперь еще про «мифы» — якобы между этим пространством на Староволынской улицей и центром Москвы есть автомобильный тоннель, якобы под дачей имеется секретный бункер на глубине 20 метров, очень похожий на бункер Сталина в Самаре, только меньший по размерам, якобы под дачей имеется тоннель секретного «Метро-2», по которому однажды вождь приехал на подземный концерт 6 ноября 1941 года на станции метро «Маяковская».
За два часа до начала концерта в московское небо ринулись целые стаи юнкерсов, мессершмитов, фокке-вульфов, но советские лётчики и зенитчики сумели противостоять налёту. На самом концерте был разнообразный репертуар: песенка Герцога из оперы Верди «Риголетто» — «Сердце красавицы склонно к измене», ария Сусанина «Чуют правду», русская народная песня «Яр-хмель» и героический романс композитора Вильбоа на слова Николая Языкова «Моряки». И другие композиции. И это документально подтверждено, чего нельзя сказать о мифах Ближней дачи, на которую, к тому же, и попасть-то нельзя.