Будничное слово «Будильник». Как оно вам отзывается? А в дореволюционной Москве такое название носил журнал. Да-да. Русский литературно-художественный сатирический еженедельный журнал с карикатурами. Сначала его издавали в Санкт-Петербурге, а в 1873-1917 годах — в Москве.
С этим журналом сотрудничали очень многие известные писатели и художники своего времени. Наиболее известные — Антон Чехов, Владимир Гиляровский, Фёдор Шехтель. В словаре «Брокгауза и Ефрона» журналу дана такая характеристика: «“Будильник” после “Искры” — лучший юмористический журнал, занимающийся, насколько возможно, серьёзными вопросами, осмеянием наших неустройств и отнюдь не потакающий грубым и сальным инстинктам толпы».
Во времена, когда с журналом сотрудничал Владимир Гиляровский, редакция «Будильника» помещалась на углу Тверской и Большого Гнездниковского переулка в доме Самуила Малкиеля. Дом, к сожалению, не сохранился. А был роскошным. Семья Малкиель была очень известна в Москве. Это купцы первой гильдии, потомственные почётные граждане, родом из Двинска (ныне Даугавпилс, Латвия). У них были механическо-литейный и кабельный заводы, несколько доходных домов, фабрика непромокаемых изделий (брезентовая) и кожевенный завод в районе Симонова монастыря. Они часто занимались военными подрядами — особенно прославились, поставив в армию в 1877 году солдатские сапоги с бумажной подошвой. В 1892 году на их участке в Симонове Русское техническое общество утроило 1-ю электрическую выставку в Москве.
В этом же доме, где сидел «Будильник» (там же, кстати, была типография, где журнал печатали), был и Пушкинский театр А. А. Бренко. «Будильник» очень критически отзывался о театре. А тем не менее, посмотреть там было на что. В историю театрального искусства Анна Алексеевна Бренко (Челищева) вошла как создательница первого частного театра в Москве — ведь когда-то на содержание театров была государственная монополия.
«Драматический театр А. А. Бренко в доме Малкиеля» открылся 9 сентября 1880 года. Это был второй сезон существования театра. Первый играли в «Пассаже» В. Солодовникова на Кузнецком мосту. В репертуаре — мировая классика (У. Шекспир, Ф. Шиллер, А. Островский), труппа состояла из самых известных артистов провинции, «звёзд» своего времени. Инициатором и вдохновителем стала бывшая ученица школы Малого театра, заставшая ещё Щепкина.
30 апреля 1882 года в театре состоялось выдающееся театральное событие — первая постановка комедии Островского «Свои люди — сочтёмся» в первоначальной редакции. Спектакль ставит сам автор, на премьеру съезжается цвет московской интеллигенции.
Хоть по продажам билетов театр превосходил первые театры Москвы, второй сезон завершился с убытком в 17 000 рублей. Огромные налоги на частную антрепризу, огромная цена за аренду помещения, расходы на качественные декорации и костюмы, содержание большой труппы и гонорары приглашённым артистам — всё это превысило выручку. Капитал Бренко был на исходе. Завершил разорение предприниматель Ф. Корш, арендовавший в театре гардероб. Он скупил через третьих лиц все векселя и потребовал их немедленной оплаты. И вскоре открыл свой театр. Но о нём — в другой раз.
Фото: freepik




