Трамвайная ГЭС

В самом конце XIX века в Москву пришёл трамвай. В 1895 году Городская Дума признала, что электрические трамваи безусловно нужны, но при этом они «должны составлять особое городское предприятие, а устройство их и экономическая деятельность должны производиться за счет и мерами городского общественного самоуправления». Пришлось выкупать имущество частных конно-железных дорог – предтеч трамвая. Уже в 1899 году в Москве появился первый трамвай. Он был загородным. За 1898 год «Общество русских электротехнических заводов "Сименс и Гальске"» построило первую, фактически опытную, линию трамвая от Бутырской заставы до Петровского парка. В феврале 1899 года комиссия городской думы во главе с обер-полицмейстером Треповым провела испытания нового транспорта. Трамвай разгоняли до немыслимой скорости… 25 верст в час, резко тормозили, испытывали оборудование во всех режимах. И 6 апреля 1899 года состоялось торжественное открытие: после молебна первый трамвай отправился в свой первый рабочий рейс к Петровскому парку.
Первое время ток подавался с Раушской электростанции, принадлежавшей «Обществу электрического освещения 1886 года», но было принято решение построить казённую электростанцию. Первоначально выбор пал на Симонову слободу. Но окончательное решение оказалось в пользу Верхних Садовников. Очень уж удобное место! Москва-река, Водоотводный канал, а значит, удобный подвоз топлива; в избытке вода, требовавшаяся в большом количестве котлам будущей станции. Тем более, недалеко от Театральной площади, на которую в то время пала основная нагрузка всей московской трамвайной сети, а, следовательно, существенная экономия расхода кабеля. Лучшее место и представить сложно. И на берегу Канавы (так москвичи именовали Водоотводный канал) и была заложена 25 сентября 1904 года Центральная Электрическая Станция Московских городских железных дорог. 2 февраля 1907 года. В огромной котельной заработали восемь водотрубных паровых котлов «Фицнер-Гампер», в машинном зале — два паровых турбогенератора «Броун-Бовери». К этому времени почти треть всей производимой в Москве электроэнергии потребляло трамвайное хозяйство.
А уже скоро здесь будет культурный центр. И рассказывать историю про Трамвайную ГЭС надо будет по-другому.
Рекомендуем:
-
Двор, на который не смел заезжать даже царь
-
«Следствие ведут знатоки»: идеи для прогулки
-
Достопримечательности Большой Якиманки
-
Александро-Мариинское Замоскворецкое училище