Станция «Лихоборы»

В 1908 году вокруг Москвы проложили Московскую Окружную железную дорогу. Сейчас по ее пути идут поезда Московского Центрального кольца. Главной станцией МОЖД были «Лихоборы». И сейчас, если доехать до этой станции МЦК и пойти гулять по окрестностям, можно увидеть очень много интересного. Вблизи станции «Лихоборы» находятся первый и последний километры железной дороги. Станция проектировалась как центральная из-за ее близости к Николаевской (современное название – Октябрьская) железной дорогой, связывающей Москву с Петербургом.
Станция была выстроена по индивидуальному проекту А.Н. Померанцева (архитектор здания ГУМ) и инженера С.Д. Карейша на окраине города близ Петровской земледельческой академии и усадьбы «Михалково». Вдоль железной дороги между зданием вокзала и жилыми домами было проложено Станционное шоссе, позже переименованное в проезд Черепановых ‒ в честь Ефима и Мирона Черепановых (отца и сына), построивших первый русский паровоз в 1833 году.
Ансамбль станции сохранился практически полностью. Также уцелели элементы исторического озеленения: близ здания вокзала находится двухвековой тополь. Пристанционный поселок в «Лихоборах» – крупнейший на МОЖД, многие его здания строились как по типовым, так и по индивидуальным проектам. Основная часть жилой и служебной застройки расположена вдоль проезда Черепановых. Здесь находятся два жилых дома разных типов, дом начальника станции и его помощника, а также дом начальника участка тяги, баня и пассажирское здание (вокзал). Интересен дом начальника участка тяги. Он выбивается из общего ряда построек МОЖД и имеет выраженные черты как русского стиля, так и модерна. Предположительно, автор проекта этого дома – Ф. О. Шехтель. Отличительной чертой в декоре выступает металлическая фигурка совы на фасаде со стороны двора. Из-за этого элемента здание имеет второе имя – «Дом с совой».
На Михалковской улице расположено здание локомотивного депо «Лихоборы» – единственного на Окружной ж/д. Здание построено вместе со всей дорогой, относится к веерному типу, богато декорировано. Его центром является поворотный круг для разворота паровозов и направления их в нужный цех (стойло) для обслуживания или ремонта.
На территории депо сохранились здания механических мастерских и нефтекачки для снабжения паровозов жидким топливом (нефтью или мазутом), которое иногда использовалось вместо угля и требовало незначительного переоборудования паровоза. В архитектуре небольшого изящного здания нефтекачки использованы мотивы готической архитектуры. На Онежской улице находится дом начальника службы пути Окружной ж/д, а далее во дворах многоэтажных домов по ней и по Пакгаузному шоссе – постройки воинского продовольственного пункта: дом коменданта, казарма для команды, два здания столовых и отхожее место на 52 очка. Еще дальше по Пакгаузному шоссе видна водонапорная башня (водоемное здание), предназначенная для питания водой паровозов и всех станционных построек.
Рекомендуем:
-
Домик Петра I в «Коломенском»
-
Территория завода «АРМА»
-
История одного дома. Пятницкая улица, 20
-
Доминион Тауэр на Дубровке