«Руссо-Балт»

В 1916 году в Москве, на северо-западной окраине Филей (в районе улицы Новозаводской), был построен автомобильный завод, получивший название «Второй автомобильный завод «Руссо-Балт». Он был сделан на базе эвакуированного из города Риги предприятия. Автомобили Русско-Балтийского вагонного завода были всемирно известны благодаря своим победам в престижных соревнованиях, например С.-Петербург — Монте Карло в 1912 и 1913 годах. Так, например, «Руссо-Балт» стал первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия. Зачем русским туда понадобилось на автомобиле – я до сих пор не понимаю, но что есть, то есть:«слабоумие и отвага» — наше все (ой, простите, хотел сказать: «Историю не перепишешь».).
В 1921 году на базе этого тогда еще недостроенного завода был организован «Первый Государственный бронетанко-автомобильный завод», который на шасси «Руссо-Балта» выпустил первый отечественный автомобиль «Промбронь». 5 штук. Занятный получился броневик.
Сегодня здесь находится Акционерное общество «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева», который выпускает ракеты-носители и разгонные блоки к ним. А с 1923 и до 1925 (по другим данным – до 1927) года здесь выпускали не автомобили и не ракеты, да еще и не советские.
Здесь выпускали немецкие самолеты «Юнкерс»: «Ju 20», «Ju 21», «Ju 13» (пассажирский). Всего при участии немцев к концу 1925 года на заводе в Филях было построено 170 самолётов. Они были в нескольких модификациях: военные и пассажирские, монопланы-парасоли и бипланы, на колесах, лыжах и поплавках. Кстати, именно самолёты «Ju 13» (шестимесячные) использовались в советско-германском воздушном обществе «Дерулюфт», позднее в советском добровольном воздушном обществе «Добролёт», предшественнике «Аэрофлота» и в Авиакультуре. Всего в СССР в 1920-е работало около 50 «Юнкерсов», причем часть из них были немецкого производства, а часть строилась по лицензии на концессионном заводе Юнкерса в Филях.
В 1927 году договор расторгли и наши стали строить сами. Завод переименовали в Завод № 22 имени 10-летия Октября. И стали на нем выпускать... Но это уже другая история. А на месте завода скоро что-то построят, но жители (если там будет жилье) будут знать, что за славный полуостров у них.
Рекомендуем:
-
Федор Федорович Гакенталь
-
Полёты над Москвой
-
Герберт Уэллс о Москве начала XX века
-
Станция Биологической очистки