Дом Мамонтова на Садовой-Спасской

Между Сухаревской площадью и Красными воротами, в той части Садового кольца, которая носит название Спасской, стоит почти ничем не приметное внешне здание (Садовая-Спасская, 6). На фасаде белым кирпичом выложено: «Полиграфiческий институт». Возведено оно было в 1816 году надворной советницей Прасковьей Есауловой. В 1867 году в здании произвели значительные перестройки и в нем поселился известный промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов.
В доме сразу же забурлила культурная жизнь столицы.
Здесь бывали известные художники, архитекторы, скульпторы, поэты, актеры, музыканты: список их фамилий можно читать полчаса. Образуется Московский художественный кружок (известный в искусствоведении как Мамонтовский).
Врубель так тот вообще, по разрешению хозяина, поселился в этом доме. Здесь у него была двухуровневая квартира, где он написал знаменитого «Демона».
В 1891 году художник по заказу хозяина дома надстроил один из флигелей в римско-византийском стиле. А еще Врубель тогда же отделал фасады флигеля майоликой (декор не сохранился), над въездными воротами помещалась львиная маска. В оформлении интерьеров, не сохранившемся до наших дней, также широко использовалась майолика. Кстати, два керамических камина и две печи, сделанные по эскизам Врубеля, сейчас экспонируются в музее-заповеднике «Абрамцево».
В 1899 году Мамонтова арестовали и осудили. С конфискацией. А дом на Садовой — к тому времени, по существу, музей московской художественной культуры — опечатали. В 1901 году сюда смог проникнуть корреспондент одной из московских газет и написал очерк «Помпея в Москве». «Толстый слой пыли на картинах, мебели, рояле, скульптуре, расколотые гипсовые слепки. Холод, смешанный с пронизывающей сыростью, прочно и нераздельно владел домом… Ледяным погребом веет на входящего, гулко раздаются шаги под заиндевевшими сводами, и неясная робость, точно в присутствии покойника, охватывает душу… Тяжелое, похожее на кошмар чувство возбуждает в свежем человеке посещение этой новейшей Помпеи. Не хочется верить в существование сознательного вандализма в просвещенном ХХ веке. И в душе невольно раздается горячее желание спасти от гибели произведения национального творчества…»
Когда с молотка реализовывали имущество, многие картины попали в Третьяковскую галерею. В 1904 году дом продали, в 1912 перепродали и открыли в перестроенном здании гимназию. Теперь здесь Университет печати.
Рекомендуем:
-
Александро-Мариинское Замоскворецкое училище
-
История Дворца творчества детей и молодежи
-
Усадьба Харитоненко
-
Усадьба «Загорье»